В испанском городке Санпедор был осуществлен проект по реконструкции здания старой, созданной еще в 18-м столетии, церкви. Санпедор – маленький, провинциальный городок, расположенный в 75 км севернее Барселоны. В этой холмистой испанской провинции проживает свыше 7 тысяч жителей. И здесь же находятся два старинных готических здания – готическая в романском стиле церковь Св.Петра и монастырь Св.Франциска. Монастырь францисканской общины был построен в 1721–1729. Монастырь действовал до 1835 года, позднее он был разграблен, а к началу 21 века пришел в полнейший упадок и находился на грани сноса. Все, что осталось после былого величия этого некогда великолепного здания, стало ветхим и полуразрушенным. В сводах и стенах частично уцелевшей базилики зияли дыры, так что существовала реальная опасность их обрушения. Каким образом вернуть городу этот исторический объект, было совершенно непонятно. Архитектор Давид Клозес в содружестве с инженерами Дидаком Далмау и Тони Вила предпринял последнюю попытку сохранить от запустения здание церкви. Чтобы пригласить его принять участие в данном проекте, за ним лично приехали в его студию, которая находится в г. Манреса в 10 км от места реконструкции. Перед архитектором стояла непростая задача – в рамках здания бывший церкви объединить аудиторию и многофункциональный культурный центр, сохранив при этом, насколько это возможно, исходные размеры помещения, отдавая, таким образом, дань памяти этому историческому объекту. Бюджет проекта составлял 1,6 млн. евро. «В отличие от обычной реконструкции помещения, данная интервенция позволила восстановить здание церкви, совместив в одном строительном проекте античные и современные элементы, — подвел итоги своей работы Клозес. – Восстановив этот исторический памятник архитектуры, нам удалось скрыть последствия разрухи, которой он подвергся за последние столетия». На протяжении 8 лет архитектор David Closes занимался реконструкцией церкви. Реализация проекта включала в себя 3 этапа: на первых двух этапах старинное здание превратилось в общественно-культурное пространство с вместительной аудиторией, а на третьем этапе верхние этажи часовни (на южной стороне церкви) были оборудованы под исторический архив. Протяженность помещения составляет 950 м2. Архитектор Давид Клозес, прежде известный в основном крупными градостроительными проектами, тщательнейшим образом сохранил и укрепил в нем все, что осталось от памятника. Он, конечно же, добавил новые элементы, но эти конструкции настолько очевидно пришли сюда совершенно из другого мира, что сложивший образ объекта удивительным образом оказывается не затронут. Для того чтобы не только сохранить, но и подчеркнуть красоту главной церковной залы, Клозес спроектировал новые архитектурные пространства, частично выходящие за пределы прежнего помещения, предназначенные для хранения технического инвентаря. Архитектор решил использовать стекло и сталь в тех местах, где старинное здание не подлежало восстановлению. Кроме того,он добавил некоторые новые современные элементы к имеющейся основе, например, стальную лестницу, пандус над нефом и т.д. Также стоит отметить умелое управление освещением-архитектору удалось использовать свет так, чтобы он показывал красоту недавно построенного здания, не изменяя при этом пространств. Галереи, лестничные пролеты и наклонные переходы перемежают пространство помещения в геометрической последовательности. Эти проходы и коридоры ведут вас непривычным круговым маршрутом, проложенным в стенах здания, открывая на своем пути удивительные виды. «Интервенция позволила сохранить это историческое наследие, усилив его ценность за счет новых, современных элементов дизайна», — отмечает Клозес. Планы на ближайшее будущее включают в себя реализацию последнего этапа этого строительного проекта, который в итоге позволит вывести данный памятник архитектуры на совершенно новый уровень. Сегодня старинные кирпичные стены украшены окнами современного дизайна, бетонными стойками и яркими лампочками. Как ни странно, но все эти элементы, собранные воедино, прекрасно гармонируют с античной атмосферой помещения. Дыры, мелькающие тут и там на крыше, были заделаны маленькими смотровыми окошками, позволяя тем самым дневному свету свободно проникать внутрь помещения. Старинные арочные своды потолка подсвечиваются слабым, мягким светом. Стеклянные стены, разделяющие внутреннее пространство на отдельные помещения, контрастируют с холодными, полуразрушенными стенами монастыря, напоминая посетителям о прошлом и истории этого места. По словам Давида Клозеса, «реконструкция столь древнего сооружения за счет новых элементов дает возможность посетителям, будучи в его стенах, «читать» его историю не прибегая к помощи какого-то определенного современного языка». Неровные, ребристые поверхности натурального камня соседствуют с идеально гладкими бетонными и стеклянными плоскостями. А крошечные окна — с залитыми светом поверхностями сплошного остекления. Более того, именно «сохраненные» разрушения позволили пустить свет во внутреннее пространство и сделать его более открытым и человечным. Помогают довершить задуманное элементы искусственного освещения. Они расположены так, чтобы обеспечить максимальную яркость даже в самых удаленных уголках интерьера, но при этом не нарушить общую геометрию пространства. Система лестниц и пандусов, как отмечалось ранее, позволяет совершить почти круговой обход бывшей церкви и рассмотреть все сохранившиеся исторические части с наиболее удачных ракурсов. Так что реанимированный памятник еще и грамотно демонстрируется.